История малого бизнеса

Становление малого бизнеса в России

Российский малый бизнес в России с 1990-х годов прошел четыре этапа эволюции. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные послабления всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, определили быстрое накопление капиталов, формированию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий утекали в теневую экономику и в основном ни куда не вкладывались, а уходили за рубеж и на непроизводственное использование.

«Аренда с правом выкупа» означала, как правило, завладение государственным имуществом нерезультативными владельцами (формально она была отменена в 2002 году). Массы людей изучали основы малого бизнеса в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая — по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой «шоковую терапию». Иначе нельзя было аннулировать «навес» нечем необеспеченных денег.

Второй этап развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с упорядочением цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них — с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (на крупных предприятиях ими нередко расплачивались с работниками вместо заработной платы). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).

Однако инфляция привела к девальвации сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств — в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее.

Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.

Правительство не имело реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу без поручителей выдавались в основном «Европейским банком реконструкции и развития» и другими зарубежными структурами под высокий процент. Развитие лизинга не происходило.

В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте — с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест. Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения.

На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.
Малый и средний бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только на начало 2014 года в России было зарегистрировано по следующим данным: 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

Темпы роста налоговых поступлений от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 миллиард рублей, по единому сельскохозяйственному налогу — 57,8%, или 205,2 млн руб.
Все это говорит о том, что малый и средний бизнес живут, развиваются и достигают положительных результатов.

Теперь поговорим об одной из главных обязанностей предпринимателя — уплате налогов.

Налоговое право в нашем государстве является одной из самых молодых отраслей, ведь с момента ее возникновения прошло не более двадцати лет. Но это и наиболее «живая», нестабильная, динамично развивающаяся отрасль законодательства. Ей до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Поэтому попытаемся разобраться в основных понятиях, которые используются в налоговой сфере.

Материал актуализирован

Для начала нужно определить, что понимается под «налогом». Итак, согласно Налоговому кодексу РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то есть денежная сумма, которая уплачивается в пользу государства, для его обеспечения и функционирования.

В свою очередь, под «сбором» понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Иными словами, сбор- это денежная сумма, которую Вы выплачиваете за совершение определенных действий (сюда же входит и государственная пошлина, выдача разрешений и т.д.).

Участниками «налоговых» отношений являются несколько категорий лиц:
1) организации и физические лица-налогоплательщики и плательщики сборов;
2) организации и физические лица — налоговые агенты (лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ);
3) налоговые органы (в частности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная Налоговая Служба) и его территориальные органы)
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная Таможенная Служба) и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Эти субъекты (участники) наделены определенными правами и несут определенные обязанности, которые указаны в Налоговом Кодексе (ст. 21- 24).

Теперь Вы знаете, кто участвует в налоговых отношениях, что такое налог. Но налоги бывают нескольких видов и классифицируются они в зависимости от разных оснований. Налоговый Кодекс, например, классифицирует их по территориальному принципу. Так, в нашем государстве существуют следующие виды налогов и сборов:
— федеральные;
— региональные;
— местные.
Перечень всех видов налогов устанавливается законом (Налоговым Кодексом) и является исчерпывающим, то есть запрещается устанавливать другие налоги на каком бы, то ни было уровне.
Очень важно определиться с объектом налогообложения, то есть теми материальными ценностями, со стоимости которых и будет высчитываться определенная сумма, уплачиваемая в качестве налога в пользу государства.

Объектом налогообложения являются следующие предметы и действия — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и наличие которого влечет возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В таблице наглядно показаны виды налога, объекты налогообложения, с которых взимается тот или иной налог и налоговая база, которая определяется как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы — выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Вид налога Объект налогообложения Налоговая база (в единицах налогообложения)
Налог на добавленную стоимость Реализация товаров (работ, услуг) Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в рублях
Акцизы Реализация подакцизных товаров Количество реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении либо их стоимость в рублях
Налог на доходы физических лиц Доход Стоимостная характеристика (денежное выражение) доходов в рублях
Единый социальный налог Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц Стоимостная характеристика (денежное выражение) выплат и вознаграждений в рублях
Налог на прибыль организаций Прибыль Стоимостная характеристика (денежное выражение) прибыли в рублях
Налог на добычу полезных ископаемых Полезные ископаемые Стоимость добытых полезных ископаемых в рублях
Транспортный налог Транспортное средство Мощность двигателя в лошадиных силах либо валовая вместимость в регистровых тоннах либо количество единиц транспортного средства
Налог на игорный бизнес Игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы Общее количество
Земельный налог Земельный участок Кадастровая стоимость земли в рублях

(А. В. Демин. Налоговое право России. Учебное пособие.)

В обязанность по уплате налогов возникает с того момента, когда Вы встаете на налоговый учет в качестве налогоплательщика, то есть Вам присвоен 12-разрядный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и выдано свидетельство о постановке на налоговый учет. Соответственно, эта обязанность прекращается в момент уплаты налога, со смертью физического лица, с ликвидацией организации или другими обстоятельствами, которые предусмотрены законом.